Прописка или если выражаться современным юридическим языком регистрация по месту жительства – это основание, дающее человеку возможность пользоваться жилым помещением как временно, так и постоянно. Под пользованием понимают право человека жить в квартире независимо от воли других, прописанных там лиц.
В целом эта процедура не вызывает каких-либо трудностей, но следует помнить о некоторых нюансах, которые существенно упростят ее.
Прежде необходимо пояснить один важный момент. Часто у собственников возникает вопрос: как прописать человека, чтобы он не обладал правами на жилую площадь?
Но причин для беспокойства нет ведь в соответствии с ЖК РФ, ни какой вид регистрации не дает права собственности на квартиру. Регистрируемый может в полной мере пользоваться жилым помещением, но не распоряжаться им. Однако не стоит забывать, что человека нельзя будет выписать без его согласия.
Также, прописка подразделяется на временную и постоянную, различается при регистрации в приватизированное жилье и муниципальное. Теперь подробнее о каждом из способов.
Регистрация в приватизированное жилье
Для того чтобы прописать человека в приватизированную квартиру, нужно следовать таким пунктам:
- Первым делом регистрируемый гражданин должен выписаться из предыдущего места проживания. И получить документ, выдаваемый при смене жительства, который называется листок убытия.
- Далее вместе с собственником жилья он должен направиться в местный отдел Федеральной миграционной службы, и составить заявление по форме номер шесть. Владелец квартиры расписывается в документе, тем самым подтверждая свое согласие. Если жилое помещение находится в совместной или долевой собственности, то необходимо присутствие всех жильцов.
К заявлению должен прилагаться следующий перечень документов: паспорт регистрируемого человека; приписное или военный билет, если он является военнообязанным; листок убытия; паспорта всех собственников жилья; доверенность, если от их имени выступает один представитель; документ, удостоверяющий регистрацию права; договор, свидетельствующий о праве собственности на квартиру.
- Специалист УФМС тщательным образом проверяет все предоставленные документы, отдает оригиналы владельцу жилья. Паспорт регистрируемого оставляется и назначается день, когда будет нужно прийти за ним. Процедура оформления длится, как правило, от недели до месяца.
- В назначенное время гражданин забирает свой документ, удостоверяющий личность. С этого дня его регистрация на новом месте жительства является действительной.
Есть некоторые тонкости в прописывании супругов. Так, муж будучи собственником квартиры купленной до брака, может прописать туда жену лишь по своей воли. Воздействовать на это в судебном порядке невозможно.
Если имущество нажито совместным образом, то один из супругов может:
- зарегистрироваться там без согласия другого;
- через судебный процесс получить долю в приватизированной недвижимости.
Если после расторжения брака жене негде проживать, то суд может постановить срок использования жилья мужа или обязать его на определенное время содержать бывшую супругу.
к оглавлению ↑Регистрация в муниципальное жилье
Основное различие прописки гражданина в неприватизированное жилье состоит в том, что в качестве собственника такого имущества выступает муниципалитет. Для регистрации нужно действовать следующим образом:
Сначала необходимо получить разрешение от наймодателя, то есть местного органа самоуправления. Для этого все совершеннолетние жильцы, прописанные в квартире должны явиться в администрацию и написать заявление, о желании прописать человека. При себе надо иметь документы удостоверяющие личность и контракт социально найма.
- Когда такое разрешение получено, регистрируемому необходимо взять листок убытия.
- Затем все наниматели и прописываемый гражданин отправляются в отделение УФМС, где составляют заявление шестой формы.
- Требуется следующий список документов: паспорт человека, который прописывается; листок убытия; приписное или военный билет, если он состоит на воинском учете; паспорта всех совершеннолетних нанимателей, зарегистрированных на данной жилплощади; разрешение от местного органа самоуправления, чтобы начать процесс; заявление по форме номер шесть.
Сотрудник забирает документы на проверку, возвращая оригинальные нанимателям. Паспорт регистрируемого оставляется. И в назначенный день он может получить его с печатью регистрации.
Бывают случаи, когда администрация может отказать в прописке.
Чаще всего это происходит по двум причинам:
- если новый жилец нарушает нормы площади. На каждого человека рассчитаны определенные нормы проживания. В среднем они разнятся от 7 до 20 квадратных метров на одного проживающего. И если гражданин попытается зарегистрироваться в квартире, превышая тем самым площадь проживания, ему будет отказано в прописке;
- из-за неблагонадежности регистрируемого человека. Ведь для наймодателя главное его добропорядочность и платежеспособность.
Но подобное происходим крайне редко.
к оглавлению ↑Временная регистрация
Временная прописка требуется в следующих случаях:
во время переезда в другой город, когда еще не найдено новое жилье;
- при длительной командировке;
- при выезде за границу на продолжительное время.
Получение временной регистрации фактически не отличается от стандартной процедуры, за исключением определенных особенностей.
Во-первых, нет надобности выписываться из предыдущего места проживания. Во-вторых, ее нужно получить в течение 90 суток после приезда. В-третьих, она дается лишь на определенный срок, после чего аннулируется, и будет необходимо ее продлевать.
к оглавлению ↑Особенности регистрации без присутствия человека и в ипотечном жилье
Также возникает вопрос можно ли прописать человека без его присутствия, к примеру, в силу тяжелого физического недуга или преклонного возраста. Существует два варианта разрешения подобной ситуации, например:
Оформляется доверенность на какое-либо третье лицо, представляющее интересы гражданина. А дальше процедура совершенно идентична описанным выше шагам, с той лишь разницей, что к подаваемым бумагам нужно будет прикрепить и доверенность.
- Заявление можно написать на дому, пригласив туда юриста, который заверит все документы.
В случае если человек полностью парализован или слеп, а значит, не имеет возможности подписать все бумаги, приглашается рукоприкладчик.
Случается, что нужно зарегистрировать в квартиру, купленную в кредит. Такая недвижимость находится в залоге у кредитора, то есть банка.
И все условия должны прописываться в ипотечном договоре. Но чаще всего, позволяется вписать своих родных – мать, отца, детей, мужа или жену, внуков, сестер. При этом кредитная организация просит сообщить о факте регистрации в ипотечную квартиру.
Для посторонних же лиц применяется более жесткий отбор. Если банк обнаружит неблагонадежность вписываемого гражданина, ему будет отказано в прописке.
Стоит помнить и о юридической составляющей регистрации. Во-первых, при переезде надо в течение 7 дней прописаться на новом месте жительства, нарушение этого карается штрафом до 3 тысяч рублей. Во-вторых, всяческие махинации с пропиской наказываются УК РФ посредством крупного штрафа, исправительных работ или тюремного заключения.
Регистрация по месту жительства не представляет особого труда, если помнить и соблюдать все ее особенности.
